Забытые фильмы СССР. «Земля Санникова», 1973 год. Самый скандальный фантастический вестерн.


Киностудия «Мосфильм»

Хотелось озаглавить: «Борис Грызлов, Владимир Высоцкий, Сергей Шакуров и все, все, все». Я и не знал, что ударная картина года скрывает столько тайн. Но обо всем по порядку.

Идея создания фантастического фильма по роману Владимира Обручева, написанного в 1926 году, родилась у руководства «Мосфильма», ну нужно, так нужно. Были привлечен «зеленый» автор сценария Владислав Федосеев и малоопытные режиссеры Леонид Попов и Альберт Мкртчан. Все шло к тому, что будет снят отвратительный фильм по ужасному сценарию, если бы не решились обратиться к Марку Захарову. Марк Анатольевич, со свойственным ему альтернативным видением классики, вытряхнул из сценария саблезубых тигров и прочих динозавров, наполнил его духом романтики и авантюризма. От текста академика Обручева осталась только идея, персонажи были переписаны, получилась прекрасная и увлекательная история «по мотивам».

Киностудия «Мосфильм»

Сама легенда о Земле Санникова, некотором теплом и таинственном острове в Северном Ледовитом океане, острове-призраке, земле мечты, много лет будоражила умы географов и путешественников. Захаров просто виртуозно выкрутился из этой проблемы, уничтожив, по неосторожности остров. Как мы знаем, ее так и не нашли, Марк Захаров, как всегда прав.

Киностудия «Мосфильм»

Скандалы начались еще с подбора актеров. На роль Крестовского был утвержден Владимир Высоцкий, который даже супругу предполагал задействовать, но тут «Немецкая Волна» передала концерт певца, представляя его как вольнодумца и диссидента. Естественно, Высоцкого и Влади убрали из группы. Потом Сергей Шакуров устроил забастовку против бездарности режиссёров, пришлось его убирать, переснимать сцены. В итоге обнаружилось, что и песни Высоцкого выпускать нельзя, благо спасли Зацепин и многостаночник Олег Анофриев. Кто знает, может быть все эти проблемы и пошли на пользу, представьте, что не был бы написан «Есть только миг», один из главных кинохитов столетия.

Киностудия «Мосфильм»

Из всего актерского состава спокойно вели себя только Дворжецкий, который вязал свитер и Вицин, который практиковал йогу. Хотя нет, Вицин все же отправил на «Мосфильм» телеграмму: «Сидим в говне на волчьих шкурах. Дворжецкий. Вицин. Даль. Шакуров».

Киностудия «Мосфильм»

На мой взгляд, вечно пьяный Даль больше подходил на роль авантюриста и романтика, нежели Высоцкий. Мальчишеский задор, шутливый взгляд и ироничность актера попали в точку.

Киностудия «Мосфильм»

С самой демонической фигурой авторы фильма не ошиблись. Махмуд Эсамбаев, талантливый танцор с пронзительными черными глазами, от которых мороз по коже. Любой шаман позавидовал бы его пластике и выразительности.

Киностудия «Мосфильм»

Есть еще одна забавная байка. Во время съемки ключевой сцены на колокольне, произошел конфуз, в кадр попали антенны на соседних домах. Вся группа начала валить антенны на крышах во время футбольного матча Чемпионата Европы. Что бы успокоить зрителей, каждому пришлось выдать по 100 рублей, а это была месячная заработная плата, если кто помнит. Деньги достались даже старушке, которая не в какую не хотела пить чай нигде кроме как в оконном проеме.

Фильм получился просто отличным. Блистательные актеры, роскошная натура, дух свободы и загадки природы. 
Кстати, в эпизоде ресторана засветился будущий Председатель Государственной Думы Борис Грызлов. Это в том, где в качестве черной икры выступала каша, подкрашенная тушью. В одном не согласен с легендами, это не перловка была, слишком крупная!